ГалереяАртклубОлег ГуменюкБлог ➝ ”РЕАЛИЗМ”, КОТОРОГО НЕТ

Олег Гуменюк

Регистрация:
08/10/2015

”РЕАЛИЗМ”, КОТОРОГО НЕТ


МИФ О РЕАЛИЗМЕ

Возможен ли реализм в изобразительном искусстве? Об этом наша беседа с искусствоведом Галиной ТАРАСОВОЙ.

— Галина Тихоновна, Вам не кажется, что часто мы при общении разный смысл вкладываем в одни и те же термины? Из-за этого возникает непонимание. В одной из галерей недавно я наблюдал такую сцену. Зритель говорит художнику: «Ваша  графика мне очень нравится». Художник в ответ: «Спасибо. Но я не график. Занимаюсь реалистической живописью». Что Вы думаете о таких ситуациях?

— Они неизбежны. С одной стороны многие зрители потрясающе невежественны в вопросах искусства. Это невежество корнями уходит в школьные годы, кстати, по вине завучей, которые традиционно уроки рисования ставили последними в расписании. У школьников сформировалось представление, что рисование — это какая-то забава, несерьезные уроки, где можно поржать, пострелять в учителя из рогатки. Вы не поверите, но я встречала 30-летнего мужчину, кстати, бизнесмена, который не видел ни одной картины Шишкина! Даже в репродукциях. В парикмахерской я познакомилась с женщиной средних лет, которая не знала, кто такой Айвазовский. Даже не слышала о нем! Она всю жизнь проработала бухгалтером на заводе, воспитала троих детей. Я ее не осуждаю, это просто факт. И таких примеров невежества можно найти сотни. Мы живем в дикой стране необразованных людей,  художникам здесь неуютно, они как белые вороны в стае серого воронья. Да и, не во гнев будь сказано, многие художники тоже невежественны. Я писала об одном художнике, талантливом человеке. Говорю ему: «Да Вы же экспрессионист! Ваш стиль — экспрессионизм». «А что это такое?»— спрашивает он. И лишь когда я рассказала ему о Мунке, о Веревкиной, он что-то начал припоминать.

— И на этом сайте тоже  иногда такую чушь пишут в комментариях!  Но вернемся к разговору в галерее. Зритель отнес картины художника к графике, а художник считает себя живописцем. Как это объяснить?

— Наличием различных классификаций в теории искусств. Традиционно считается: все, что написано маслом, акрилом, темперой, относится к живописи, а картины, выполненные акварелью, гуашью, карандашом, пастелью, тушью и т.д. – это графика. Формальная классификация. Есть другая, более научная. Живопись — это отражение жизни в формах самой жизни, а графика — условное, упрощенное отражение внешнего мира. По этой классификации может быть карандашная живопись и масляная графика.

— Сложно как! Не всякий разберется. Вернемся к нашим художникам. В галерее, разговаривая с посетителем, художник заявил о себе: «Я живописец-реалист». Существует ли реализм в изобразительном искусстве? Немало споров возникает по этому поводу.

—Реалистическое искусство — искусствоведческий термин, в действительности реалистического искусства никогда не существовало. И если художник заявляет о себе «Я — рисую в реалистическом стиле», он или лукавит или не совсем понимает природу искусства. Поясню на примере. Допустим, так называемый художник-реалист рисует пейзаж. Предположим, он работает а ля прима и закончил работу за 20 минут. Какое состояние природы он отобразил? То, которое было в начале работы над картиной, то, что было в середине творческого процесса, или то, что наблюдалось через 20 минут после начала рисования? Состояние природы меняется каждые 10-15 секунд, и если художник пытался запечатлеть тот вид, который он наблюдал в начале работы, то получается, что он рисовал по памяти, а это неизбежно приводит к искажениям. Если же он рисовал ту природу, которую видел через 20 минут после начала творческого процесса, то чем он занимался первые 19 минут?

— Галина Тихоновна, Вы хотите сказать, что человек с кистью или карандашом в руке не в состоянии реалистично отобразить окружающий мир?

— Безусловно. Материя так стремительно меняется, что лишь фотоаппарат способен запечатлеть ее состояние объективно. Человек ни психически в силу своей субъективности, ни физически из-за своей медлительности не может объективно отобразить мир. Все художники — стихийные, неосознанные импрессионисты, вопрос только в том, кто больше импрессионист? Реализм от импрессионизма отличается только пропорциями, различным соотношением объективного и субъективного компонентов в художественном образе.

— Получается, что «реалистическое «искусство — миф?

— Получается. Термин такой есть, а  изобразительного искусства реалистического нет, потому что каждый художник уникален, видит мир по-своему, и в этом прелесть искусства. Сто художников посади перед цветущей липой и попроси ее нарисовать — получится сто разных деревьев! - И это прекрасно.

ЗАПИСАЛ ОЛЕГ ГУМЕНЮК.

 

 

 



Опубликовано: 04/02/2016 - 12:24

КОММЕНТАРИИ: 3  

105.02.2016makrell

А что это за"страна диких необразованных людей"?))) Где это она находится,чтобы хоть знать!


205.02.2016vladst60

Желательно дать научное, актуальное определение понятиям "реализм", "реализм в живописи", а потом делать такие заявления и писать статьи.


325.02.2016mastertitova

Не знаю, почему акварель находится на грани живописи и графики... Все что написано красками и кистью - это живопись. Под графикой обычно подразумевают рисунок в карандаше, пастелью, пером и т.д.



Обсуждение доступно только зарегистрированным участникам.